Как применение жаропонижающих отражается на иммунитете ребенка. Беседа с врачом.
— Большинство родителей уверены: если у ребенка поднялась температура выше 38 градусов — это очень опасно.
— Да, к сожалению, это распространенное мнение. По данным международных исследований, даже больше половины — 70–90% родителей убеждены, что лихорадка может навредить ребенку, и используют жаропонижающие (самостоятельно или по назначению педиатра). Почему «к сожалению»? Потому что жаропонижающая терапия — прямой путь к бронхиальной астме и другим хроническим болезням человека.
Любая болезнь воспринимается современной медициной как некий объект, отдельный от человека, который можно и нужно победить .
Но ведь еще сам Гиппократ, основатель медицины, говорил, что человеческий организм — система самовосстанавливающаяся, способная к саморегуляции и в здоровье, и в болезни. Его афоризм быт таков: «Человек болен». Однако школа врачевателей, которая пришла на смену школе Гиппократа, переформулировала этот афоризм: «У человека есть болезнь». Чувствуете разницу? Быть больным или иметь болезнь… И именно по этому неверному пути пошло развитие медицины, и до сих пор мы блуждаем в философских трех соснах: «Что такое болезнь? Что такое здоровье? Как лечить людей?». По тому же Гиппократу,«medicus curat, natura sanat» — «врач лечит, природа исцеляет». Мы сделали большой крюк, уйдя от гиппократового понимания процесса болезни как процесса исцеления.
Для врачей по-прежнему, как и тысячи лет назад, болезнь — это некий отдельный от человека объект, который надо победить, чтобы вернуть человеку здоровье. Вся современная фармакология нам очень наглядно это иллюстрирует, развиваясь исключительно в этом направлении. Ведь, посмотрите, у нас большинство лекарств с приставкой «анти»!
Лихорадка? Антипиретики. Аритмия? Антиаритмические препараты. Боль? Анальгетики. Микробы? Антибиотики. Вирусы? Противовирусные препараты.
Врачи борются с ветряными мельницами и априори обречены на поражение в этой схватке, так как определяют болезнь как что-то, что приходит извне, а симптомы болезни, которые видит и оценивает врач, — это для него сигнал, как именно надо бороться. Подавлять!
— Если не подавлять, то как действовать, как реагировать на температуру?
— Например, физиологи прекрасно знают, что все процессы, которые происходят в организме, носят адаптационный характер. И этому, в принципе, учат в мединституте всех, но потом врачи все это «забывают», а помогают в этом процессе «забывания» фармакологи, изготовляющие лекарства от многочисленных симптомов.
Вот что такое температура, например, лихорадка? Это защитно-приспособительная реакция организма теплокровных животных,призванная активизировать иммунитет при встрече с инфекцией: вирусом, бактерией или раковой клеткой. Иммунная система, конечно же, не ограничивается только противоинфекционной защитой, она интегрирует человека в целом в окружающую среду, также занимается самоочисткой, ежедневно удаляя отмершие клетки, образующиеся в наших телах (многие миллионы «поломанных» и ненужных клеток), а противоинфекционная защита — это самое малое, что делает наш иммунитет.
Так вот, иммунитет запускает самую свою мощную и самую первую реакцию — лихорадку. Что делают с лихорадкой все врачи (несмотря на то, что их учили, что это защитная, правильная реакция организма)? Они пытаются ее подавить. А этого делать категорически не рекомендуется! Хотя бы потому, что лихорадка в эксперименте увеличивает выживаемость лабораторных животных при заражении их инфекцией, — это показал еще 100 лет назад великий Луи Пастер в опытах над курицами. Те курицы, которым он сбивал температуру, погибали от инфекции, те, которым не сбивал, — выживали. Эти эксперименты с подавлением лихорадки были неоднократно воспроизведены над другими животными, результаты повторились. Есть лихорадка — выживаемость выше. Нет лихорадки (убрали, подавили) — выживаемость при инфекции ниже.
Поэтому не нужно бояться температуры. Мы рассчитаны на эту лихорадку, ресурс нашего организма ее предполагает. Клинически и научно доказано, что температура до 42 градусов безвредна для центральной нервной и сердечно-сосудистой систем человека. (У детей с врожденными пороками сердца и поражением нервной системы есть некоторые особенности, которые надо учитывать при лихорадке, поэтому мы сейчас говорим о детях без пороков развития нервной системы и сердца).
При этом во время лихорадки вырабатываются мощные защитные факторы иммунитета: интерфероны, интерлейкины, фактор некроза опухоли, растет способность лейкоцитов пожирать микробы, растет обезвреживающая функция печени и так далее.
— Врачи рекомендуют подавлять лихорадку почти всегда…
— Мне кажется, у этого две причины. Первая: они сами не верят в ее безопасность, предпочитают перестраховаться. Тем более что это так просто сделать, назначив жаропонижающее. Вторая — страх родителей, который врачу проще убрать назначением препарата, чем